Детский психолог Юлия Гилязова

ЮЛИЯ ГИЛЯЗОВА

ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ

Агрессивный ребёнок

Портрет агрессивного ребенка

Начнем с терминологии. Для начала нам нужно разграничить термины Агрессия и Агрессивность☝🏻
Агрессивность — это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным.
Агрессия — это разовый поступок. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Так как гнев — это нормальная эмоция, присущая и детям и взрослым. А вот агрессивность может и должна находить иной выход, чтобы не причинять вред окружающим людям.
 
Детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:
❗️не может контролировать себя.
❗️конфликтует со взрослыми, ругается или спорит.
❗️завидует и мстит.
❗️намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает.
❗️отказывается следовать правилам.
❗️винит в своих ошибках других.
❗️злится и отказывается делать что-либо.
❗️избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.
 
При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода. В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит.
 

Причины агрессивного поведения у детей

К основным причинам можно отнести:
  • проблемы нервной системы;
  • нарушение развития личности, незрелость эмоциональной сферы;
  • особенности воспитания;
  • неблагоприятная обстановка в семье.
 
Последние 3 пункта мы разберем более подробно ☝🏻
Да, агрессивное поведение напрямую зависит от обстановке, в которой растет ребёнок. Порой родителям сложно осознать, что скрывается за таким поведением. Агрессия является лишь следствием, наша задача — найти причину!

К таким причинам относятся:

  • борьба за внимание;
  • борьба за самоутверждение (против родительской власти и опеки);
  • желание отомстить;
  • потеря веры в собственный успех ( «Мне все равно». «И пусть я плохой». «Я буду плохой». )
 
Что на самом деле стоит за агрессией ребенка?
 

АГРЕССИЯ — ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ

Какие выводы мы можем сделать из этого определения? Если агрессия инструмент, значит, мы не можем требовать от ребенка не проявлять ее. Детская агрессия — это всегда крик о помощи. Это признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний и один из неадекватных способов психологической защиты. Да! Именно защиты. Потому что как правило, агрессия это всегда протест/бунт/провокация/реакция на запреты.
Чтобы решить эту проблему, важно задать себе ряд вопросов:
  1. Когда это началось?
  2. Как и в каких моментах ребёнок проявляет агрессию?
  3. Что по вашему мнению является причиной?
  4. Как и что изменилось в поведении ребенка?
  5. Что на самом деле он хочет?
  6. Чем вы реально можете ему помочь?
Работу с агрессией своего ребенка необходимо начинать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом на пути решения существующей проблемы.
 
Переходим к самому главному.
 

Что же делать родителям с агрессией ребенка?

Вот ряд рекомендаций, которые помогут наладить отношения (а это первостепенно) с вашим ребенком.
1. Снизить значимость Одна девочка-подросток как-то призналась психологу: «Я бы уже давно убирала и мыла за собой посуду, но тогда они (родители) подумали бы, что победили меня».
2. Дружелюбный тон общения «Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в состоянии, когда ребенок агрессивно настроен. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе-значит на равных.
3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия) Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
4. Активное слушание Активно слушать ребенка-значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначав его чувства. Важно проговаривать те эмоции, которые испытывает ребенок: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, чем я могу тебе помочь?»
5. Убрать из общения приказы и команды; предупреждения, угрозы; мораль, нравоучения, проповеди К приказам и командам относятся фразы: «Сейчас же перестань», «Убери», «Быстро в кровать», «Чтобы больше я этого не слышала», «Замолчи» и тд. К угрозам относятся: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри как бы не было хуже» и тд. К нравоучениям и морали относятся: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых» и тд. В этих категоричных словах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде».
6. Убрать из общения советы, готовые решения, доказательства, логические доводы, нотации, критика, выговоры, обвинения. К советам и готовым решениям относятся: «А ты возьми и скажи..», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи». К доказательствам, доводом относятся: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушался-пеняй на себя». К критики относятся: «Опять все сделал не так», «Все из-за тебя».
 
Открыть чат
Отсканируйте код
Здравствуйте
Чем Вам помочь?